Любовь и тайны семейной жизни
Полезные советы для вступивших в брак.
Одна из самых важных тем нашего общества – семейная проблема. Заранее скажу, что семейные проблемы, в основном, возникают по причине несоблюдения норм Ислама.
Когда в семье не руководствуются велениями Всевышнего, не преследуют цели довольствия Аллаха. Вот здесь и рождаются причины, которые толкают мужа и жену друг против друга, и которые приводят к семейным ссорам.
Мы все знаем, что семья – это главная составляющая общества, это успех каждого из нас. Если у человека семейные проблемы, то этот человек уже не сможет нормально работать, он не приносит пользу обществу, с этим человеком даже бывает неприятно общаться.
Поэтому благополучие и успех нашей религии тесно связан с семьёй каждого мусульманина. Если в семье согласие, любовь, взаимоуважение, то этот человек внешне отличается от того, у кого проблемы, не говоря о других вещах.
Поэтому для нас порядок в семье, ответственность за семью – дело очень важное. Некоторые безалаберно, халатно относятся к своей семье, они не чувствуют долга перед Всевышним за свою семью. Это не Ислам. По Исламу, согласно сунне Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), порядок у тебя в семье – прежде всего.
Невежество супругов.
Первая причина, которая толкает супругов друг против друга – это невежество. Ничто другое не способно так сильно навредить. Незнание своих обязанностей, в-первую очередь, и незнание прав друг друга, прав в Исламе, обязанностей друг перед другом. Многие этого не знают. Многие женщины не знают о важности покорности своему супругу. Многие мужчины не знают о важности обеспечения своей семьи. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) одной из женщин сказал, когда та обратилась к нему с жалобой на то, что мужчинам в отличие от женщин доводится участвовать на джихаде, и заслуживать великие почести. Тогда Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:
"انصرفي أيتها المرأة وأعلمي من وراءك من النساء أن حسن تبعل إحداكن لزوجها وطلبها مرضاته واتباعها موافقته يعدل ذلك كله"
(كنز العمال)
«Иди, девушка, и доведи до сведения остальных женщин, что замужество одной из вас и поиск довольствия своего мужа, и послушание мужу – это сравнимо со всем, что ты сказала», т.е. и с джихадом, и милостыней (саадака), и со всеми почтенными благодеяниями сравнивается покорность, примерное замужество и супружество женщины.
Не допустить развода.
Вторая причина. Есть люди, которые знают свои обязанности перед супругой, есть женщины, которые знают долг перед своим мужем, но его не соблюдают. Таких тоже очень много. За это будет особый спрос перед Всевышним. И поэтому очень часто бывает, что люди посещают мечети, слушают проповеди, но их поведение в корне отличается от знаний, которыми они обладают. Эти люди будут перед Аллахом особым образом отвечать.
Нельзя забывать о том, что та семья счастлива, в которой «присутствует» Всевышний. Каким образом? Муж и жена в отношениях друг к другу боятся Аллаха. Муж боится притеснить свою супругу. Он выполняет свои обязанности ради Всевышнего, а не ради того, чтобы супруга замолчала, и чтобы сказали о нём что-то хвалебное, он знает, если он будет хорошим супругом, то им будет доволен, в первую очередь, Аллах.
И также супруга ищет довольство Всевышнего, остерегается Его гнева, и поэтому боится притеснить мужа, ослушаться его, бережёт его честь и достоинство, в этой семье «присутствует» Аллах и ей покровительствует. Но когда двигают супругами другие интересы, другие желания, то тут покровительство берёт на себя шайтан, и своё дело доводит до конца, а конец его дела – развод. Он не успокоится до тех пор, пока супруги не разведутся. И поэтому нужно оттолкнуть шайтана от этой семьи, нужно руководствоваться стремлением к довольству Всевышнего, а не к довольству друг другом.
Аллах сделал между вами любовь и милосердие.
Довольство Аллаха превыше всего и тогда я могу дать клятву, что эта семья будет счастлива, даже если будет жить в бедности. И поэтому основой супружеского счастья является любовь, которой супруги руководствуются велениями Всевышнего, и тогда рождается любовь между ними, о которой Аллах в Священном Коране говорит:
وَمِنْ آيَاتِهِ أَنْ خَلَقَ لَكُمْ مِنْ أَنْفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُمْ مَوَدَّةً وَرَحْمَةً
سورة الروم: الآية 21
«Из великих знамений Аллаха то, что он сотворил для вас из вас самих же жён, чтобы вы склонялись к ним, находили своё спокойствие после утомлений, после будней, и сделал между вами любовь и милосердие». Вот это чувство должно присутствовать. Если у супругов отсутствуют чувства друг к другу, то здесь, конечно, кто-то из них виноват, кто-то из них уклонился от предписанного Аллахом, от сунны Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), причина именно в этом.
Причины семейных разладов.
Следующая причина – это распущенность мужа, т.е. когда Всевышний приказывает притуплять взоры перед харамом, запретной женщиной, чтобы мы были счастливы со своими супругами, счастливы с теми, кто нам дозволен. Когда человек смотрит на посторонних женщин, то, естественно, он сравнивает (при помощи шайтана) с ними свою супругу, и это становится зерном раздора между супругами. И поэтому Всевышний в Священном Коране повелевает:
قُلْ لِلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ وَيَحْفَظُوا فُرُوجَهُمْ ذَلِكَ أَزْكَى لَهُمْ
سورة النور: الآية 30
«Скажи уверовавшим, пусть они притупляют свои взоры и берегут своё целомудрие – это будет для них чище и лучше».
Следующая причина семейных разладов – это нетактичность по отношению друг к другу. Это когда мы что-то говорим, когда надо промолчать, потерпеть, пока гнев не утих. Необходимо руководствоваться советами, которые дала одна из мудрых женщин-арабок своей дочери, когда та выходила замуж:
واتقي الفرح معه إن كان تَرِحًا
«Остерегайся забавы и веселья, когда он омрачён, без настроения», нужно поддерживать супруга в его настроении.
والترح إن كان فرحًا
«И поступать наоборот, когда ему весело», то есть когда ему весело, нужно веселиться вместе с супругом и забавлять его.
فإن الأولى من التقصير والثاني من التكدير
«Воистину первое – это халатность, а второе – это провокация». Во втором случае, когда мужу весело и радостно, а супруга, наоборот, печальна, это провоцирует мужа на всякие неадекватные действия.
Промолчать – лучший выход.
Следующий совет такой: «Не провозглашай его тайны, не ослушивайся его велений, его приказов, будь внимательна, когда он голоден, торопись его накормить», т.е. во всех состояниях супруга должна как бы подстраиваться под своего мужа. И наоборот, они должны поддерживать друг друга в тех или иных ситуациях, и чтобы эмоциональные порывы не стали причиной скандала, ссоры.
При этом муж не должен требовать от жены, чтобы она всегда подстраивалась под него – это неправильно, это не по-пророчески, не по сунне Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Приведу пример из жизни семьи Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Как-то раз Аиша, его супруга получила поднос с угощениями от Сафии, другой супруги Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Добрый жест, красивый поступок. И в присутствии Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) Аиша, несмотря на её великую степень, большие знания, проявила ревность - она разбила этот поднос. Естественно, Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) разгневался, но подавил свой гнев и сказал только два слова:
"غَارَتْ أُمُّكُمْ"
(رواه البخاري عن أنس)
«Ваша мать ревнует», и больше ничего. Кто-то мог бы сказать, что она поступила неправильно, а Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) не стал читать нравоучений, ведь она и так всё знает, это просто эмоции, что с ними поделаешь, нужно подождать, немного промолчать. Иногда красноречивость проявляется и в молчании. Очень часто возникает ситуация, когда промолчать – это спасение, промолчать – лучший выход. Поэтому, дорогие мужчины и женщины, знайте, это совет обеим сторонам, сделав один шаг назад, можно спасти семью. Не забывайте об этом. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) подавил свой гнев на Аишу, которая поступила некрасиво, разбив поднос с подарками, которую отправила ей другая супруга Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям).
Что делать если супруг из бедной семьи?
Следующая причина семейных разладов – это гордыня, высокомерие, который показывает один из супругов, муж или жена. Если они относятся к какому-либо сословию, а обычно муж относится к богатому сословию, а жена - к бедному, то невежественный муж напоминает об этом жене. Или же наоборот, бывает так, что супруга из знатного рода, а муж бедный человек. Таким образом, супруги показывают - к такому поведению толкает только шайтан, это немусульманский принцип, это противоречит нормам Ислама. Ибо Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:
"لا يَدْخُل الجَنَّةَ مَنْ في قَلْبِهِ مِثْقالُ ذَرَّةٍ مِنْ كِبْرٍ"
(رواه مسلم عن عبد الله ابن مسعود)
«В Рай не войдёт тот, у кого в сердце хотя бы с пылинку высокомерия». Какая разница кому его показывать, даже супруге нельзя показывать гордыню и высокомерие по поводу своей принадлежности к сословию и т.д. Ибо Аллах в Священном Коране говорит:
إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللهِ أَتْقَاكُمْ
سورة الحجرات: الآية 13
«Воистину, наилучший, наипочтеннейший из вас тот, кто более богобоязнен». Высота мумина не в его богатстве, не в знатности, не в родословной, а только в покорности Всевышнему, это та высота, которую нам дал Аллах за покорность Ему.
Кто в семье лидер?
Следующая причина – это отсутствие лидерства. Есть много семей, в которых ещё не определился лидер, не понятно, жена лидер или муж, но без лидера нельзя. Во всех делах Ислам предписывает наличие лидера. 2 человека отправляются в сафар, один должен быть лидером, другой должен подчиниться, иначе не будет согласия и успехов в поездке. А в семье лидер - мужчина, так заведено самой природой, мужчина создан для того, чтобы быть лидером. Есть только одна степень, в которой мужчина отличается от женщины, а в остальном они одинаковы перед Всевышним. Аллах в Коране говорит:
وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ
سورة البقرة: 228
«Им принадлежит то же, что и мужьям, они обязаны делать то же, что и мужчины, но однако у мужчины есть одна степень», и эта степень – лидерство в семье. Мужчина – глава семьи, его слово должно быть законом, тогда будет в доме порядок. Муж должен взять на себя это лидерство. Чувствовать это лидерство, не отдавать его в руки супруги, он должен обеспечивать семью. Ибо Аллах в Коране говорит:
الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاءِ بِمَا فَضَّلَ اللَّهُ بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ وَبِمَا أَنْفَقُوا مِنْ أَمْوَالِهِمْ
سورة النساء: الآية 34
«Мужчины - попечители своих жён за то, что Аллах их возвысил, вознёс в том, что они те, кто расходует, те, кто обязан содержать семью». Муж обязан нести на своих плечах бремя материального обеспечения, бремя защиты своей семьи. Если муж передал лидерство своей супруге, то не будет счастья, спасения, порядка и согласия в семье.
У жены появилась богатая подружка.
Следующее – это слепое подражание. Семья живёт в согласии, рады друг другу. Супруга знакомится с другой женщиной. Но эта женщина - жена богатого человека. У каждой семьи свои условия жизни, свои требования, своя степень и свой уровень в мирском отношении. Люди в этом различаются. Всевышний так устроил этот мир.
Ни в коем случае нельзя полагать, что семейное счастье заключается в материальных вещах. Мы можем жить во времянке, и в то же время быть с супругой самыми счастливыми людьми на свете. Так же можем жить во дворце и жить будто в аду. Материальное не даёт счастья.
И поэтому когда наши супруги смотрят на супруг богатых людей, и во всём стараются подражать им, начинаются бесконечные проблемы, бесконечные головные боли для супруга. Жена всё время требует того же, что есть у богатой подруги. Поэтому такое подражание очень пагубно для семьи. Об этом нельзя забывать. И не зря Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) оберегал свою семью, своих жён от подобных «дружб». Обращаясь к Аише, Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:
"إِيَّاكِ وَمُجَالَسَةَ الْأَغْنِيَاءِ"
(من سنن الترمذي: عن عائشة)
«Остерегайся близости с вельможами, богатыми людьми». Имеется в виду с богатыми, которые отклоняются от пути истины, от Ислама, которые расточительны. И далее он говорит:
"وَلَا تَسْتَخْلِقِي ثَوْبًا حَتَّى تُرَقِّعِيهِ"
(من سنن الترمذي: عن عائشة)
«И не меняй одежду, пока не залатаешь старую». Также здесь уместно привести слова Умара (да будет доволен им Аллах). Связи с богатыми людьми бывают разные: кто-то поддерживает связь, потому что родственники, кто-то для того, чтобы привести их в Ислам, а кто-то только потому, что ему нравится материальное положение этого человека, его радует красота его богатства - вот эта связь считается недопустимой с точки зрения Ислама. И Умар (да будет доволен им Аллах) говорил:
من دخل على الأغنياء خرج من عندهم وهو على الله ساخط
«Тот, кто часто посещает богатых с целью прикоснуться к их богатству, выходит от них в гневе на Всевышнего».
Муж должен уделять жене больше внимания.
Следующая причина – долгое отсутствие. Бывают такие мужья, главным местом дома для которых является спальня - целый день пропадает, супруга и дети его редко видят, поздно вечером приходит и утром рано уходит. Или же уедет на заработки, и его нет месяц или год. Так нельзя. Это приведёт к разладу, это приведёт к разводу. Супруги должны видеть друг друга, они должны есть вместе, должны радовать друг друга. Супруг обязан рассказывать, объяснять какие-то вещи. Супруг не должен быть как мебель. И когда мужья отсутствуют, жёны очень часто подумывают о разводе, они думают: «Зачем такой муж нужен?». И это ещё в том случае, если он продолжает материально обеспечивать, а бывает и так, что прекращается всякая материальная поддержка. Жена в этом случае вынуждена думать о том, как бы заработать. И, в конце концов, жёны приходят к имамам и к алимам для того, чтобы развестись и т.д. До этого, конечно же, не должно доходить.
Нравственные и материальные сироты.
Следующая причина – скупость супруга, его жадность. Жадного человека никто не любит, даже его супруга, даже дети. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) в хадисе говорит:
"ليس منا من وسع الله عليه ثم قتر على عياله"
(الجامع الصغير عن جبير بن مطعم بسند فيه ضعف)
«Не из нас тот человек, которому Аллах дал широту удела и он скуп по отношению к своей семье». Также в хадисе Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказано:
"كَفَى بِالْمَرْءِ إِثْمًا أَنْ يُضَيِّعَ مَنْ يَقُوتُ"
(من سنن أبي داود: عن عبد الله بن عمرو)
«Достаточным грехом для человека является воздержание от содержания того, кто на его иждивении». Ты не даёшь, не приносишь, не содержишь свою семью, не поддерживаешь их – это притеснение. Всевышний поручил тебе этих людей, ты несёшь ответственность и за материальное, и за нравственное их обеспечение. Недостаточно обеспечивать только материально семью, не говоря при этом ни одного доброго слова – эти люди - «нравственные сироты», которые от своего отца не слышат доброго наставления типа «нельзя так поступать, сынок». Много отцов, которые своим детям никогда не говорили таких слов, всё должна делать жена. Материальные сироты – это когда жадный отец ничего не даёт, хотя на свои дела он деньги очень легко находит. Но есть ещё и нравственное сиротство.
Она не дочь, а супруга сына.
Следующая причина разладов – это вмешательство родителей в тонкости супружеских отношений своих детей. Этого делать нельзя. Нужно полностью оставить молодых людей независимыми, самостоятельными, пусть они испытывают и трудности.
Наблюдая за ними, нужно уметь не вмешиваться в их дела. Когда мы вмешиваемся и говорим: «Почему у тебя нет дома, почему ты это не купил, почему ты так сказал, а почему ты так не сказал», то, естественно, таким вмешательством оказываем «медвежью услугу» своим детям, отталкивая их друг от друга, несём в семью разлад, который непременно приводит к разводу.
И ещё самое худшее,